Телерадио патриотов Зимбабве ([info]beaver_cherokee) wrote,

Сожжения книг псто

Не так давно [info]plaksa80 написала псто, прославляющий мудрость Андерсена Г.-Х., и я не замедлил провякать туда немного вялых возражений. Чего, собственно, я полез к ней в ЖэЖэ со своим ценным мнением? Ну да, от нечего делать. Ну да, мне должно было бы быть стыдно. Но явно по шапке не надавали – и то спасибо.
И забыл бы я обо всём этом, кабы не напомнила Gipsylilya.

Да, Андерсена я не люблю до дрожи в руках, начинающих инстинктивный поиск колюще-режущих орудий. В то время, когда я пытался читать его книги (хвала Небу, родители мои были достаточно разумны, чтобы не читать эти «сказки» вслух*), мои ночные кошмары по их мотивам сделали бы честь чёрному зонтику Оле-Лукойе, песочного человека, брата Смерти. А добрую треть из них я осилил вообще лет в двадцать, вместе с Акутагавой и Муркоком.
Только сэр Пратчетт своим «Санта-Хрякусом» сумел вышибить** из моей головы безнадёжный ужас «Девочки со спичками».
И только «Поньо на утёсе» оправдывает в моей голове существование «Русалочки».

Вот что я хочу, собственно, спросить – какие известные книги, традиционно считающиеся детскими, вы бы не только ни за что не дали бы читать своим детям, но вдобавок поставили бы на них гриф «только после 30»? Ну, или сразу фтопку их, что несравненно добрее и гуманнее. ;)

(Конечно, этот вопрос на самом деле должен звучать иначе: «Какие книги вы бы вырвали из своих собственных рук и выбросили в форточку тогда, в детстве, если бы смогли вернуться?» Но, к счастью всех разумных существ, машины времени не существует. И это не справедливость и не анизотропия Вселенной. Это её милосердие.)


* - вслух мне читали Бернгарда Гржимека и Джеральда Даррелла. И ещё двухтомник словацких народных сказок. С тех пор я тот, кто я есть.
** - оттуда, собственно, и происходит величайшая для меня фраза во всём цикле Плоского Мира: «Альберт бросал в них снежки, пока они не убрались». В рамочку и на стенку. Но важно знать её контекст, камрады. :)

ЗЫ, чтоб два раза за комп не садиться. У меня на мобильнике в шаблонах "черновиков сообщений" есть E-mail, ИНН, оба городских телефона, цитата прамаскву из книги Петера Ерлезунда, стандартное "Перезвоню через полчаса - я в метро", НО!!! Токашто Анонимус, которой я посылал СМСку, спросила, на шаблон ли это? Да, теперь это тоже шаблон!!!
Больше того, это есть универсальный ответ на любой вопрос, касающийся несправедливого (некомпетентного, тупого, уродского) мироустройства.
Пидарасы потому что.

  • 265 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →

[info]doc_namino

February 5 2010, 17:43:23 UTC 2 years ago

Крапивина. Всего.

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:21:24 UTC 2 years ago

С Крапивиным мне, видимо, чудом повезло, потому что я его уже в Универе читал, уже достаточно сформированными мозгами. Все вокруг тащились - я и читал ведь сто тысяч леммингов не могут ошибаться. Не то чтобы ужос, но перечитывать не тянет.

[info]prokhozhyj

2 years ago

[info]bisey

2 years ago

[info]plaksa80

2 years ago

[info]bisey

2 years ago

[info]seramush

2 years ago

[info]_hellmaus_

2 years ago

[info]prokhozhyj

February 5 2010, 17:54:18 UTC 2 years ago

Ты имеешь в виду адаптированные издания (коии, собственно, и были), или их исходнки (коии были редкостью), или их почитать равными (с чем я лично не соглашусь)?

Из лично мною отцензурированного и недопущенного к ребёнку помню пластиночку с радиоспектаклем по Доктору Айболиту (за сцену утонутия Бармалея с айболитовым комментарием: "Ой, тону, буль-буль, тону, спасите! – Ты тони, тони, тони, с этим делом не тяни!").

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:25:21 UTC 2 years ago

Хоть кто-то сделал ЭТО на самом деле! ;)))

[info]lev_evgenevi4

February 5 2010, 17:59:34 UTC 2 years ago

Мне дедушка в детстве читал Гайдара и "Повесть о настоящем человеке". А Лондона, Даррела и Носова с Родари я прочел уже сам. Рано начал :)))

Если же "выкинуть" - из своего детства так наверное ничего такого желания не вызывала. Та же "Голубая стрела" рвала мозг в клочья - но такие книги тоже нужны обязательно. А вот из того, что наблюдал после:
1. Выкинуть все поделия в стиле "религия для малышей".
2. Выкинуть все современные продолжения классичесих серий типа "Незнайка-Чебурашка-Дядя Фёдор среди братков лихих 90х".

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:24:17 UTC 2 years ago

С пунктом "два" согласен на стопиццот %%, а пункт "адын" упорно считаю несуществующим явлением. Казалось бы, умом знаю, что где-то рядом есть такая байда - а не верю.

[info]beth4ever

2 years ago

[info]o_huallachain

February 5 2010, 18:28:58 UTC 2 years ago

У меня двухтомник, я его, естественно, читала в детстве. Поражалась много. Плохим писателем ни дай Бог не считаю, но нежным детям, пожалуй, не стоит. Я была не нежная, мне можно было.

Из своих собственных рук я бы не вырвала ни одной книги, т. к. откровенно убеждена, что никакого вреда ни одна из них мне не нанесла, даже медицинский справочник, после прочтения которого я с неделю орала по ночам, а лет мне было четыре. Вот если бы мне позволили вообще вмешиваться в прошлое, то некоторых людей я-теперешняя на пинках бы отогнала от себя-тогдашней, эт да. Хотя, небось, реально позитивных изменений так добиться было бы невозможно.

Книги, которые я бы погодила давать детям - это Кэрролл про Алису обе.

А вообще, если отвечать серьёзно - меня, например, глубоко ранило про Бима Чёрное Ухо, но я кагбэ не считаю, что детям катарсис не нужен. Но тут сильно зависит от того, какой ребёнок.

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 18:43:41 UTC 2 years ago

Да, "Алисы" - это да.

[info]ylka_84

2 years ago

[info]marina_fr

2 years ago

[info]ylka_84

2 years ago

[info]ylka_84

2 years ago

[info]e_nigma

February 5 2010, 18:35:11 UTC 2 years ago

Знаешь, а я вот не могу дать однозначного ответа. То, что я прочитал, было для меня опытом. Пусть это даже были сказки Оскара Уайльда, которые я прочитал в 8 лет. Вернее, мне их читали вслух (ребенок с паршивым зрением, полдетства на атропине, а почитать любит). Хотя там чернуха на чернухе чернухой погоняет.
Кстати, Андерсена аналогично с детства ненавижу. Сказки у него редкостно человеконенавистнические.

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:54:29 UTC 2 years ago

Уайльдовский "Мальчик-Звезда" был хоть и жуток, но всё ж таки со светом в конце туннеля. В конце концов, он стал материалом для великого фильма "Сказка странствий" (щас в меня полетят дохлые кошки).

[info]kottus

2 years ago

[info]kottus

2 years ago

[info]darum

2 years ago

[info]darum

2 years ago

[info]ylka_84

February 5 2010, 18:46:25 UTC 2 years ago

Черная курица Погорельского в список. Ужасно мерзкая книжка, брррр.

Крапивинские Дети Синего Фламинго тоже жутковато читались. Но тут скорее дело в возрасте было.

Горький уже в школе.


[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:03:33 UTC 2 years ago

ЧК - это да, ЧК - это квадратно-гнездовой ужос. Как неадаптированный Гофман почти. Ну да, "Щелкунчик".

[info]valkoneilikka

February 5 2010, 18:49:58 UTC 2 years ago

Я бы, наверно, ни одной книги не выбросила - даже из тех, после которых было страшно в темноте. Наверно, потому что те, которые читать было трудно, я и не дочитывала. Зато есть много хороших детских книг, на предмет которых я жалею, что не знала о них в детстве.

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:11:14 UTC 2 years ago

Маза не втом, что "страшно читать в темноте". "Страшно читать в темноте" - это про "Марсианские хроники" (которые хроники я как в 10 лет засунул далеко-далеко на полку, так только в 20 оттуда достал).
Маза в том, что Брэдбери (или там Кинг) - при всей их страшности гуманисты в хорошем, невольтеровском смысле, а Андерсен, Кэрролл и прочие чёрные курицы - проповедники какого-то тихого ужоса и безнадёги.
Да, конечно, Брэдбери и Кинг - ни разу не детские писатели. Тем более Уайльд.

[info]prokhozhyj

2 years ago

[info]lfirf

2 years ago

[info]veliger

February 5 2010, 19:05:39 UTC 2 years ago

Я в детстве никогда не дочитывал до конца книги, которые мне не нравились. И перечитывал по многу раз те, которые нравились. Поэтому нафих цензуру.

[info]the_toad

February 5 2010, 19:18:28 UTC 2 years ago

Ну ёб вашу мать я давно уже говорил, что народные сказки - они самые страшные. Даже в исполнении Андерсена (я, кстати, его читал в детстве, когда болел температурой, самое оно, да). Что уж говорить про необработанных "медведицу скырлы-скырлы" или "снежную ведьму" (по последней, впрочем, хотя бы сняли старый фильм адекватной степени ужаса).

Кстати, у Честертона было забавное сравнение Кэролла и Андерсена, именно по поводу изысканных изысков Кэролла и стихии Андерсена.

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:38:58 UTC 2 years ago

А подкиньте про Честертона, а? А то я как-то чем дальше, тем яснее вижу, что старик очень часто был прав.

[info]the_toad

2 years ago

[info]kskpoisk

February 5 2010, 19:22:46 UTC 2 years ago

Гофман

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:45:12 UTC 2 years ago

дааа!!!
Сука "детский"!

[info]yelin

2 years ago

[info]ja_malink0

February 5 2010, 19:23:13 UTC 2 years ago

«Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». фтопку адназначна.

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:39:44 UTC 2 years ago

Не. Ниаддам Сойера. :)

[info]ja_malink0

2 years ago

[info]bisey

2 years ago

[info]om_glass

February 5 2010, 19:36:16 UTC 2 years ago

Черную Курицу запретить. Белый Бим Черное Ухо тоже.
Еще меня поразила история про человека, которого покрыли золотом и он в этом панцире благополучно задохнулся. Что это за ужас я не знаю, и знать не хочу.

[info]beaver_cherokee

February 5 2010, 19:44:01 UTC 2 years ago

А, "празолото" - это не сказка, это суровая правда жизни Возрождения. Кажись, во Флоренции так пажа покрасили.
И ещё я вот что щас вспомнил (меня это почему-то миновало, а вот тебя, судя по этой истории, как-то задело). Было такое спецнаправление совлитературы - написать детям побольше всякой чернухи про Ужасные Старые Времена. Вместо сказок. То есть дать нажраться говна, а как выглядит конфетка*, не объяснить.

* - "Сказки должны хорошо кончаться". JRRT.

[info]karpion

2 years ago

[info]andemas

February 5 2010, 20:18:55 UTC 2 years ago

дюймовочка-русалочка

Очень интересно, я тут как раз сказки Андерсена вспоминала, какой это мрак и как я боялась, "Девочка, которая наступила на хлеб"... Ужос. Я из них узнала про ад. Плохо мне было, да. "Черная курица" - страшно. "Алиса" в заходеровском переводе - понравилась - там много стишков прикольных и превращения, но от нее и от Мэри Поппинс у меня наверное развился не один преследующий до сих пор и повторяющийся ночной кошмар.
Катаев очень нравился "Белеет парус одинокий" и "Сын полка"
Все, что про животных - Лоренц, Бианки, и тот американец, который рисовал еще обалденно, фамилию никак вспомнить не могу.
Андерсен - из всех - самый мрачный.
А любимой книжкой был Шаров "Человек-горошина и Простак". Книжка страшная, к слову, но замечательная.
Пожалуй, из своего детства я не одной книжки не выкинула бы, кроме ужасных рассказок ЛН Толстого и его же "Бульки"
Вот это детям точно читать нельзя!!! Фтопку

[info]beaver_cherokee

February 7 2010, 09:02:21 UTC 2 years ago

Re: дюймовочка-русалочка

Йэээ! Наши люди.
В таком обществе я чувствую себя истинным социал-демократом. ;)
"Американец, который рисовал обалденно" - цэ ж Сетон-Томпсон. Вот по отношению к нему я с Калугиным согласиться нимагу, хотя изрядная часть его рассказов - да, мрачняк.

[info]andemas

2 years ago

Anonymous

February 5 2010, 20:55:01 UTC 2 years ago

Перечитала сегодня "Девочку со спичками", поняла, что для взрослого человека она еще страшнее, чем для ребенка. Но разве не способствуют эти сказки развитию эмпатии, как минимум?

А вот такие безобидные стишки разрушают мозги, особенно выросшим родителям, которые иногда вынуждены их читать детям.
Агния Барто
Стихи о зиме

Весь каток в огоньках,
Весь каток,
Сколько ног на коньках,
Сколько ног!

Все твердят: - Чудный лед!
Чудный лед! -
А тебе не везет!
Не везет!

Ух! Не везет:
Бух! И на лед!

Лучше скинь коньки,
Косолапенький!

К тому же, сейчас практически все детские книжки издаются с чудовищно бездарными иллюстрациями.

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 12:16:50 UTC 2 years ago

Так. "Проиллюстрации" мы вроде как ещё в среду говорили? ;)

О. "ДсС" может способствовать не эмпатии, а прямо противоположному - блокаде мозга от избыточной чужой боли. Как о том говорит Гейман где-то в первой трети "Американских богов".

Anonymous

2 years ago

[info]avantiurist

February 5 2010, 20:55:49 UTC 2 years ago

Рассказы о животных Сэтона-Томпсона (за некоторым исключением исключением )

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 12:17:46 UTC 2 years ago

Это мысль Калугина! Мыслепреступление детектед! ;)))

[info]vera_max

2 years ago

[info]foxy_langolier

February 5 2010, 21:03:50 UTC 2 years ago

ну мне активно не нравился король Матиуш. но это потому что я моральный урод. если честно, я полагал в детстве, что место его книжкам там, куда угодил в конце-концов автор (щаз ты меня расфрендишь, чую).
андерсен тоже не нравился, но потому, что скучный (все, кроме "снежной королевы")
из собственных рук я выдрал бы "Последних каролингов", по многим философским причинам.

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 12:19:24 UTC 2 years ago

Я в другом мор. ур. - я эго вообще не читал. До сих пор. А шотакоэ "Последние каролинги" - вообще не знаю. Ну да ладно, тут ты - пейсатель, тебе виднее. ;)
И Андерсен, да, суканудный.

[info]_nevr_

2 years ago

[info]yelin

2 years ago

[info]yelin

2 years ago

[info]tellmen

February 5 2010, 21:14:52 UTC 2 years ago

С Гофманом - согласна, фтопку! Такая мрачная жуть - до сих пор вспоминаю ощущение от книги в руках - тяжеленный мрачно-черный том (вот такое позитивного дизайна издание), который именно так и воспринимался, буквально... Правда, к книге еще супер прилагался. С рисунками в стиле... Э... Геометрического Шагалла, наверное. Но его я порвала и сняла быстро.

[info]beaver_cherokee

February 7 2010, 13:23:59 UTC 2 years ago

Шагал - говно. :)

[info]olgath

February 5 2010, 21:20:09 UTC 2 years ago

Почитала камменты и чувствую себя какой-то - ненормальной...скорее, бездушной пофигисткой в детстве))) Мне было совершенно все равно, Брэдбери я вообще обожала, Белянина зачитала до дыр...народные сказки как-то не впечатляли - я их не понимала наверное, поэтому и не боялась...
А сейчас купила детям сказки про Бабу-Ягу - жжжжесть - они так такой каннибализм пропагандируют! Но я не паникую, надеюсь, что до моих детей так же "не дойдет" - они же мои дети)))

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 12:21:22 UTC 2 years ago

В "бабах-ягах" хоть понятно, что мясомясо - это нечто, выходащее за нормальное течение жизни, причём ребёнку понятно. А вот у клиентов - это быт.

[info]1asochka

February 5 2010, 21:45:13 UTC 2 years ago Edited:  February 5 2010, 21:46:01 UTC

Хотела написать, что нет таких, но была не права - Достоевского я в первый раз прочла слишком рано и не потянула; я потом еще говорила, что это писатель не для школьной программы. Зато лет десять назад открыла его для себя и сейчас ценю едва ли не больше всех. Философов тоже не стоит читать слишком рано - по меньшей мере, мне точно не стоило.
Любимым автором, кстати, был Даррел, его книги я перечитала не знаю сколько раз; второе место отдала бы Акимушкину. До дыр зачитала Мариковского. Любимы были и Гржимек, и Линдсен, и Тинберген; впрочем, я и энциклопедию растений, и биологический энциклопедический словарь, и определители птиц читала (именно читала, подряд). Бианки и Сладков котировались заметно ниже, как и Сетон-Томпсон.
Но и двухтомник Андерсена, и Гофмана, и классику по школьной программе читала и перечитывала.
Да, мне вообще не читали, насколько я помню, поэтому пришлось научиться самой.
До сих пор помню, как притащила в детский сад замусоленную уже "Животный мир Земли". Вот она, недалеко стоит, таскаю ее с собой по всей Украине (вместе со всем вышеперечисленным).
Биологом я так и не стала. До сих пор жалею.
А вспомнила свои книги с большим удовольствием, так тепло стало - спасибо за вопрос.

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 12:21:58 UTC 2 years ago

*снимает шляпу* :)

[info]zlobnayabyaka

February 5 2010, 21:45:39 UTC 2 years ago

Сетон-Томпсон. (Лобо!!! Если б мне тогда, когда я его читала, представили ентого Томпсона - порвала б на стопиццот маленьких пЕЙсателей.) Толстовские "детские" рассказы. Еще в печку бы отправились "Урфин Джюс" (некромант хренов), и, наверное, "стойкий оловянный солдатик"...
"Детство Тёмы", не помню автора - туда же, хоть это и школьный возраст.

Ещё помню фильм "Руслан", но он, хоть и является неприятным воспоминанием, имел большое значение, видимо.

[info]jasly

February 7 2010, 12:21:01 UTC 2 years ago

А при чем тут некромантия и Урфин Джюс? Некромант оживляет мертвых, а Урфин посыпал волшебной пылью куски дерева. По такой логике Пиноккио - это вообще какие-то "Восставшие из ада". :)

[info]jasly

2 years ago

[info]marina_fr

2 years ago

[info]rom_baba7

February 5 2010, 22:06:19 UTC 2 years ago

"Рассказы для крестьянских детей" Толстого, "Дети подземелья" Короленко(?), была такая Зоя Воскресенская с рассказами о детстве Володи Ульянова, вообще весь этот социальный реализм конца 19 - нач.20 в. ну и всё то, чем кормили на чтении-литературе в начальной школе 70-х. Этот кошмар ни с каким Андерсеном не сравнить.

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 14:05:34 UTC 2 years ago

А. Вот она, ещё одна причина "потерянности" вашего поколения. Ужасно, честно. :(

[info]lyosia

February 5 2010, 22:35:13 UTC 2 years ago

Гофман, Андерсен, "Черная Курица" - да, "дети Подземелья" - тоже. Еще есть такая "Сказка о потерянном времени", автора не помню, но много она мне крови попротила!
"Белый Бим, черное ухо" - рассказ только для взрослых! Сжигать не стала бы, но читать детям до 25 лет - запретила бы строго. "Тема и Жучка" Толстого - после Гофмана самый ужасный ужас детства... Тоже запретила бы давать детям.

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 14:07:26 UTC 2 years ago

Оффт. У меня есть смутное ощущение, что мы с Вами - соседи по "раёну". ;)))

[info]plaksa80

February 6 2010, 00:04:14 UTC 2 years ago

Милостивый государь!

Прошу прощения за пост, написанный так небрежно, что Вы приняли его за апологию Андерсена. Если б знала, что вызову у Вас такое раздражение, то не поленилась бы рассмотреть вопрос зависти фэйри к людям по поводу души и зависти людей по поводу бессмертия более подробно. Андерсен попал в пост по случаю и жаль, что не попал Уайльд, высмеявший сюжет Русалочки в сказке "Рыбак и его душа".

Книги же, перполненные тоскливой безнадежностью и тягомотным ужасом, тоже в мом детстве бывали. Но не хватало сил дочитывать их до конца:) Так остался недочитан "Белый Бим, Черное Ухо", "Детство Тёмы" и... вылетело из памяти что еще. А вот Гайдаровские повести, особенно "Судьба барабанщика" и чудовищную, засасывающую в воронку безнадеги, повесть "Катя и крокодил" я бы у себя маленькой отняла.

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 14:02:03 UTC 2 years ago

Re: Милостивый государь!

Я ж говорю - "мне должно было бы быть жутко стыдно". Я не враг Вам.
Прошу прощения, если сильно задел за живое. :(

[info]elven_gypsy

February 6 2010, 01:24:43 UTC 2 years ago

Даже и не знаю. Я читала все подряд - и Андерсена, которого в целом не шибко жаловала, но любила "Диких лебедей" и конкретно Маленькую Разбойницу, и Линдрен, и Барри, и Трэверс... И Купера с Кервудом, потому что мне нравились индейцы)) А Гофмана у меня просто не было... и вот его-то я бы невзлюбила!)

[info]beaver_cherokee

February 6 2010, 14:03:30 UTC 2 years ago

Фигасе, да у тебя было детство!
==> А я стал биологом только потому, что читал мало нормальных детских книжек. ;)

[info]shean

February 6 2010, 06:04:54 UTC 2 years ago

я запрещала дочке читать некоторые книжки из заданного на лето. "Конь с розовой гривой". Алексина. Она у меня от Муму рыдала два дня - Щас я ей Белого Бима разрешу лет до двадцати пяти. Андерсен стоял и стоит нечитаный, готь и эмь, хотя ребенку уже 14 лет и в принципе можно. А! Еще у Астрид Линдгрен есть целая куча рассказов, честно начинающихся с одинаковых слов "давным-давно, во времена скудности и нищеты" (не дословно, но по смыслу) Андерсен - это просто новогодний утренник по сравнению с ними. Питер Пэн - НАСТОЯЩИЙ, а не мультик - вообще кошмарная книга. И про то, как мама коляску в парке забыла, и про то, что подрастающих мальчиков-потеряшек Пэн выбраковывает... Брррр.
Черную курицу разрешила только в 12 лет. Раньше - зачем, только плакать, а тут подумали, обсудили спокойно.

Никогда, разумеется, в доме не водилось ничего в духе "Чебурашка и Гена создают ООО" или "Таня Гроттер"

Даррелл. Хэрриот (есть офигительное издание с мелкими картинками на кждй странице типа "а вот это часть уздечки. А вот такие были бидоны для молока. А такие мордочки у йоркширских овец."). Толкиен. Ветер в ивах. ЦЕЛЕСТИНА!!!! (О-о!!) Людвиг 14 и Тутта Карлсен. Волков.

[info]shean

February 6 2010, 06:06:43 UTC 2 years ago

в смысле последний список, начиная с Даррелла - это как раз то, что читали))))

[info]shean

2 years ago

[info]shean

2 years ago

[info]shean

2 years ago

  • 265 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…